В процессе познавательного развития ребенка предполагается активация механизмов памяти, сначала простейших ее видов. На первом этапе появляется узнавание. Даже в младенческом возрасте дети могут соотносить полученную информацию с том, которая уже имеется. Если ребенку дать новую игрушку, то какое-то время он будет ее разглядывать и на следующий день он может ее вспомнить. Приблизительно в возрасте четырех месяцев ребенок может отличить знакомое лицо от незнакомого. К году ребенок может уже что-то вспомнить даже если перед ним нет сходного объекта.
В младенческом возрасте наряду с развитием познавательных процессов происходит и развитие эмоциональной сферы. Эмоциональное развитие как и познавательное развитие напрямую зависит от общения с близкими взрослыми. Приблизительно в три-четыре месяца у детей проявляются первые эмоциональные реакции: удивление в ответ на неожиданность (ребенок может замереть, изменить выражение лица), тревожность (которая проявляется плачем, усилением сердечного ритма, двигательной активностью). После трех-четырех месяцев ребенок улыбается не только маме, но и знакомым. Может смутиться в присутствии незнакомца, но если человек доброжелателен по отношению к ребенку, но настороженность может смениться радостью. Позднее, в втором полугодии жизни ребенка, беспокойство при виде незнакомых усиливается. Также после шести месяцев появляется так называемый “страх расставания”. Он проявляется в испуге или снижении настроения, если мамы долго нет. Если говорить о “страхе расставания”, то он обостряется на втором году, где-то с 15 по 18 месяцы. Но впоследствии, по мере взросления ребенка он ослабевает.
Активно общаясь со взрослыми, ребенок к концу первого года жизни, начинает использовать их при удовлетворении своих потребностей: что-то достать с полки, рассмотреть высоко висящую картину. То есть ребенок использует взрослого для достижения своих целей, так как сам он не в состоянии еще многое сделать.
Помимо развития познавательной, эмоциональной и двигательной сферы, также в младенческом возрасте происходит и речевое развитие. В первом полугодии – это гуление и формирование речевого слуха. Во втором – возникает лепет, в котором можно расслышать отдельные повторяющиеся звуки. Лепет, как правило, сопровождается активной жестикуляцией. Ребенок еще многого не может сказать, поэтому помогает себе руками.
К концу первого года жизни ребенок может произнести одно или несколько первых слов, которые похожи на взрослую речь. И как только у ребенка начала формироваться речь, начинается новый этап в психическом развитии ребенка.